Николай Марков
«А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до
закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона: ибо
преткнулись о камень преткновения» (Рим. 9, 31 32)
Как
известно, единый монархический фронт ныне расколот на две части и брошен в
междоусобную войну на радость и утеху злейшего поработителя нашей общей
Матери-России. Те, кто пошли за творцами раскола, назвались законопослушными,
иначе — легитимистами, а всех монархистов, оставшихся верными постановлениям
Рейхенгалльского общемонархического съезда, стали именовать
В этом
изложении мы вовсе не будем доказывать «законопослушным» неправильность их
толкования основных законов — в этом отношении наши взгляды известны читателям
еженедельника. Теперь мы ставим на разрешение иные вопросы.
Создана ли
суббота для человека или человек для субботы? Иначе говоря, созданы ли основные
законы для блага России или Россия создана для упражнения в обязательном законопослушании?
И если праведность закона, столь любезная Израилю, однажды станет в явное
противоречие с законом праведности, что должен предпочесть русский монархист?
Вопросы эти, конечно, не новы, и народы мира по-разному разрешали их в зависимости от разности своих склонностей,
характеров и ума.
Римские иудеи, к которым обращался апостол Павел, были только
иудеи, но и римляне, и потому вдвойне стояли за закон и
Христианство
сурово осуждало и римскую сверхъюстицию, презиравшую
человечество, и талмудическое законопослушание, превращавшее писаный закон в
идола для поклонения.
Возвращаясь
к рассматриваемому вопросу, мы должны заявить, что, наученные горьким опытом
революционного беззакония, мы весьма далеки от какого-либо неуважения, тем
более отрицания закона, но все же решительно возражаем против присвоения
человеческому закону непререкаемого, так сказать, божественного значения и утверждаем, что право человека всегда должно
Правде Божией.
Правовая норма, иначе - закон, это предел, мера, ограда, запрет,
угроза, это необходимое орудие быта и общежития, это средство размежевания
себялюбий и корысти. В основе всякого права лежат неверие в человека и
недоверие к доброй его воле и честной совести. Человеческое право не
указывает, где добро и где зло, оно различает лишь законное от незаконного, дозволенное от недозволенного. Нет и не может быть правового закона, предписывающего творить
добрые дела или повелевающего совершать добровольное самопожертвование. Если я
пройду мимо умирающего с голоду и не накормлю его, если я не брошусь в воду и
не спасу утопающего — я не нарушу закона, и право человеческое меня не
покарает. Но, поступая так, поступлю ли я по совести, по правде? Конечно, нет.
Совесть и правда выше и духовнее права, а потому и
требовательнее, чем закон. Правда возносит дух на высоты самоотречения и подвига,
а право стелется в низинах материальных отношений и соревнования эгоизмов. Этот
вековечный спор Правды с правом человеческим ярко выразился в изречениях
великих народов. «Был бы закон - а там пусть гибнет мир» - такова была формула
республиканского Древнего Рима. Всё
отдавалось сухой бесчеловечной правовой норме и ничего – живой Правде Божией.
«Бог и мое
право» - горделиво возгласил некогда английский народ, тот самый, который под
вывеской самодержавной монархии устроил самовластную республику. По врожденной
двойственности характера, Бога англичане оставили, но право свое от Него
отделили — и вот Бог у них бесправен, а право их безбожно.
«Разумейте языци, яко с нами Бог» — так понимал свое право русский
народ. Полная противоположность безбожному римскому легитимизму. И такая же
крайность, хотя и в обратном направлении. Там одно человеческое право, здесь одна Правда Божия. И там и здесь
крайность, но языческий крайний легитимизм пригибал человека к мертвящему буквоедству и высушивал живую душу кляузой, казусом и
буквоедством, а русский крайний мистицизм увлекал на высоты духовного
усовершенствования, стремил к жизни по образу и подобию Божию.
Хорошо устроение жизни по образу и подобию Божию
— возразят нам, указывая на скверну Триэсэрии.
Но скверны Триэсэрии доказывают лишь, что чем выше
подъем, тем глубже падение. Только Ангел мог стать сатаной. Конечно,
ужасно, что русский народ, стремившийся на высоты духовных достижений,
круто сорвался вниз и ныне изнемогает в смраде большевичества, но правильно ли
делать отсюда вывод, что не надо было стремиться ввысь? По-нашему, такой вывод
был бы глубоко неправилен. По-нашему, путь ввысь к Правде Божией, к царству
Совести был и есть путь добрый и спасительный. Только надо было, стремясь по
высокому пути, не забывать зияющих бездн и провалов, заботливо ограждать свой
путь надежными оградами, сохранять прочные мосты, ставить дозорные караулы,
иначе говоря, путь народа к Правде Божией на земле должно было ограждать
правовыми законами и разумными мерами попечения и управления. Это и есть истинный
христианский легитимизм, когда человеческое право сознательно, добросовестно и
заботливо ограждает народ на его пути к царству Совести, озаренному лучами
Правды Божией.
Что
касается легитимизма формального, римского стиля, легитимизма буквы закона,
легитимизма без души, без совести и без Бога, то таковой совершенно чужд
православному русскому сознанию. Да и вообще, подобный легитимизм имеет силу
лишь там, где за ним стоит принуждение и страх наказания. Там, где отнималось
принуждение, формальный легитимизм неизменно становился бессильным, ибо
единственная опора его – повиновение за страх – отпадал. Французский король
Людовик XVIII при всем своем формальном праве десятки лет сидел в изгнании,
пока в дело не вступились иностранные державы и не посадили его на престол
предков. Но как скоро иностранная сила удалилась, легитимные Бурбоны
продержались пятнадцать лет и затем навсегда пали, ибо за ними было право, но
не было веры и преданности народа. На наших глазах легитимнейший Карл I
Габсбург тщетно пытался вернуть свою венгерскую корону и, быть может, вовсе
погубил дело своей династии потому, что слепо доверился своим «законопослушным»
советникам и не потрудился стать не только формально законным, но и реально
желанным монархом. Ныне в Европе живет немало легитимных
претендентов на престолы португальский, испанский, французский, германский и
иные, но ни один из этих претендентов, при всей бесспорности своих легитимных
прав, в действительности не взойдет на престол до той поры пока разум и совесть
его народа не осознают полезности и желательности монархического строя, а его
претендента, желательным для себя монархом.
Если
безусловное, бесспорное право не спасло Государя Императора Николая
Александровича от потери Престола после двадцатилетнего царствования, то как же возможно серьезно рассчитывать, чтобы новое лицо, народу притом почти неизвестное в одном лишь формальном праве нашло силу для
восстановления разрушенной монархии и нового занятия Престола. Или думают, что
вернулись времена средневековья, когда короли и князья разбирали, делили,
дарили и распределяли между собой государства, как свои вотчины... отнюдь не
справляясь с нуждами, желаниями и склонностями своих народов? Нет, если наши
«легитимисты» действительно хотят видеть в России живую монархию, а не
собираются, по примеру французских роялистов, в течение ста
лет упражняться в легитимном послушании несуществующим законам, то они должны
решительно пересмотреть свою программу и круто изменить образ своих действий.
Все
истинные монархисты должны весь свой разум, всю свою волю, всю действенность и
силы свои направить прежде всего на свержение злобных
поработителей русского народа, затем на убеждение народа в необходимости и
«А если
народ не захочет призвать законного Царя?» спрашивают «законопослушные»,
вкладывающие в свое понятие о законном Царе узкий, однобокий и потому
незаконный смысл.
Но также
твердо знаем мы, что настоящий законный Царь мыслится
русским народом отнюдь не таким, каким себе представляют нынешние
«законопослушные» легитимисты. В народном представлении русский Царь должен
быть законным и по царскому происхождению, и по православности своей веры, и по
чистоте своей совести. Грядущий для спасения России законный Царь первее всего
должен явить собою образец чистой, незапятнанной совести, должен быть свободен от необходимости в чем-либо оправдываться или
как-либо извинять свои поступки. После всего множества ужасов, злодеяний,
преступлений и мерзостей революции и большевичества, после неизмеримого развала
государственного и распада общественного вступление на престол Российский
является подвигом величайшего самопожертвования. Грядущий русский Царь поистине принесет себя
в жертву за страшный грех всего русского народа, и для того чтобы жертва эта
была угодна Богу и чтобы кара наказания была наконец
снята с России, повелительно требуется, мистически и нравственно требуется,
чтобы, подобно жертвенному Агнцу, Царь очищенной и возрожденной России сам был
чист и непорочен в мерзостях революции.
Так
непорочный в сквернах лихолетья, чистый совестью отрок Михаил Романов своим
жертвенным воцарением спас погрязшую в смертных грехах и клятвопреступлениях
Москву и, с благословения святой Православной Церкви, положил начало росту,
процветанию и благоденствию великого Российского государства.
И ныне, как
и встарь, всеми нами чаемый русский Православный Царь мыслится народом как
законный не только в силу праведности Закона, но еще более в силу закона
Праведности.
Таков
православный легитимизм.